Гомельский облисполком
2017 - Год науки
Буда-Кошелевская районная организация РОО «Белая Русь»

Рус
En

Адрес: 247350 г. Буда-Кошелево,
ул. Ленина, 7

Е-mail: budarik@mail.gomel.by

Телефон/факс: 8 (02336) 2-30-07
Горячая линия: 8(02336) 2-50-00


Фонтан в городе Буда-Кошелево Картинная галерея имени Е.Е. Моисеенко Буда-Кошелевский районный исполнительный комитет Центральный районный дом культуры
Фонтан в городе Буда-Кошелево

Биография художника

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Моисеенко в кавалерийском корпусе, 1945 г.

Искусство Моисеенко относится к таким явлениям в художественной жизни России, как творчество Георгия Свиридова в музыке и Федора Абрамова в литературе. Он писал о том, что знал, пережил, ощущал. Замечательный живописец придерживался собственных идеалов и убеждений, жил и творил так, как понимал свои задачи в искусстве, и создал яркий изобразительный мир, в котором отразились также социально-политические и нравственные идеи времени. Все, что Моисеенко делал, было искренним. Он никогда не отказывался ни от одного произведения. Официальное признание никогда не мешало его самой широкой популярности в среде профессиональных ценителей и любителей искусства, в круге художников. Всех привлекали его самобытность, темперамент и, прежде всего, творчество, в котором он не боялся обращаться к любым темам, решая их откровенно и просто, с пониманием сути явления.

Искусство Моисеенко относится к таким явлениям в художественной жизни России, как творчество Георгия Свиридова в музыке и Федора Абрамова в литературе. Он писал о том, что знал, пережил, ощущал. Замечательный живописец придерживался собственных идеалов и убеждений, жил и творил так, как понимал свои задачи в искусстве, и создал яркий изобразительный мир, в котором отразились также социально-политические и нравственные идеи времени. Все, что Моисеенко делал, было искренним. Он никогда не отказывался ни от одного произведения. Официальное признание никогда не мешало его самой широкой популярности в среде профессиональных ценителей и любителей искусства, в круге художников. Всех привлекали его самобытность, темперамент и, прежде всего, творчество, в котором он не боялся обращаться к любым темам, решая их откровенно и просто, с пониманием сути явления.

Евсей Евсеевич Моисеенко родился в с. Уваровичи 28 августа 1916года. Окончив Уваровичскую семилетку, в 1931 г. поступил в Художественно-промышленное училище им. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. По окончании училища Моисеенко в 1936г. поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина на факультет живописи. Занятия прервала война: 5 июля 1941г. художник ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он попал в фашистский плен и до апреля 1944г. находился в концлагере Альтенграбов. Войну закончил в 3-м кавалерийском корпусе. 

Моисеенко завершает дипломную работу 'Генерал Доватор', 1947 г.

В 1947г. Моисеенко блестяще закончил институт, представив в качестве дипломной работы картину Генерал Доватор». Еще задолго до защиты много говорилось о большой картине Моисеенко «Генерал Доватор». Привлекла к себе свежесть и энергия, с которой молодой художник решал свою тему. Заставляла волноваться     сила    молодого размаха  и жажда  развернуться в живописной стихии,  которая так  шла к романтически приподнятому   замыслу  темы об   одном   из       легендарных полководцев нашей армии.

Преподаватель Моисеенко признал картину выдающимся явлением, переросшим ученические требования. Произведение свидетельствовало о творческом становлении художника. Стремление к эмоциональной образности, романтическая взволнованность рассказа, своеобразный стиль живописи, порывистый характер письма, цельность и «пружинистость» ─ все эти черты творчества были им продолжены и разработаны впоследствии.

В июле 1947 г. Моисеенко был принят в Ленинградское отделение Союза советских художников. В последующие годы он совершает поездки по городам русского Севера, Грузии, Крыма.

С 1956г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение. С этого времени он постоянно избирается в правление Союза художников РСФСР и в выставочный комитет Союза художников СССР В 1970г. Моисеенко присвоили звание народного художника СССР; в 1947г. за цикл работ «Годы боевые» ему  было присуждена Ленинская премия; в 1976г.— орден Дружбы народов.

С 1958г. Моисеенко начал преподавательскую  деятельность в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина   как руководитель персональной мастерской живописи. В 1962 году он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1963г. художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и профессора кафедры живописи института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР. Уже в 1965г. Моисеенко присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1966г. за картину «Красные пришли» он удостоен Государственной премии РСФСР им Репина.

В связи с пятидесятилетием и двадцатилетием творческой деятельности в 1967г. Моисеенко награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году Ленинградским управлением культуры совместно с ЛОСХом Моисеенко присуждена медаль «За лучшую картину года» «Матери, сестры».

"Матери, сестры", 1967 г.

Картины «Красные пришли» и «Матери, сестры» имеют непосредственное отношение к Беларуси. Сюжет их основан на личных воспоминаниях художника.: «Я помню себя мальчишкой в глухом селе Белоруссии – Уваровичах. Стоя за дощатым забором, я с восторгом смотрел на проносившихся мимо меня запыленных всадников-красноармейцев на взмыленных конях, они казались мне гигантами. Это было необыкновенно! Такими я помню их и поныне – они действительно были гигантами…». «Матери, сестры» писалась непосредственно в Уваровичах, прообразами стали жители деревни. Я помню, и как меня мать провожала на войну,  и как, будучи солдатом, проходил деревни и уходил из них. Мне не забыть глаза женщин. Мне как бы взглядом уходящего заглянуть в них. Планами, сначала крупно, потом все меньше – и вовсе женщины исчезают за горизонтом. Как память о них, оседают в душе солдата и горе, и скорбь, и надежда».

В  1970г. Моисеенко присвоено звание народного художника СССР, в 1973г. на 29-ой сессии Академии художеств его избрали действительным членом АХ СССР, на IV съезде Союза художников СССР избран секретарем Союза художников СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присуждении Ленинских премий  в области литературы, искусства и архитектуры 1974г.» Моисеенко в 1974г. присуждена Ленинская премия за цикл картин «Годы боевые».  В 1982г.  прошла первая персональная выставка художника в Русском музее. Более 700 картин и рисунков разместились в 19 залах корпуса Бенуа. В 1983г. Моисеенко стал Лауреатом Государственной премии СССР, в 1986г. ему присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

Традиционно считавшийся мастером тематической картины Моисеенко раскрывается как одаренный портретист. Он стремится к передаче образов, внутренне богатых и сложных, одинаково увлеченно пишет людей разных, непохожих, находя поэзию в той самоотдаче, что проявляется в человеке, творчески относящемуся к своему труду.
В портретах Моисеенко внимание сконцентрировано на передаче внутреннего   мира изображаемого, при этом художник очень тонко использует живописное окружение, декоративные детали. Как особенность портретного жанра Моисеенко следует отметить огромное количество портретов его  жены В.Л.Рыбалко.

Художественный образ,  разрабатываемый в картине, всегда   оттенен  и  пейзажем. Огромный багаж образов, увиденных за годы путешествий по Беларуси, Крыму, России, Прибалтике, Испании, Франции, Средней Азии, Грузии, воплотился в огромном количестве пейзажей.  

Натюрморт с белыми розами, 1974 г.

Натюрморт – один из самых интимных жанров в творчестве художника, в котором сосредоточилась целая стихия чувств, выраженных в цвете, в изысканных линиях, очерчивающих предмет или цветок. Он одухотворял натуру и заставлял забывать о ее материальной природе. Чем старше художник становился,  тем  чаще  он вновь и вновь обращался к изображению давно знакомых ему предметов и путем добросовестных сопоставлений вникал в их непостижимую сущность, создавая целые поэмы из  вещей неказистых, порой  случайных.  В конце  шестидесятых годов в натюрмортах и композициях стал постоянно появляться видимо кем-то подаренный, восточный   металлический кувшин  с тонкой длинной  ручкой и вытянутым к  верху носиком. Его  изысканная форма то подчеркивала красоту женской фигуры, то его контур становился центром натюрморта, то просто и незатейливо его стилизованное изображение подчеркивало реальную экспрессию жизни в картине.

Вазы, кувшины, декоративные тарелки, игрушки, мелкие сувениры, музыкальные инструменты, керосиновая лампа и старый вентилятор, стеклянная банка, кисти могли послужить началом лирической или грустной композиции, рождающей   многочисленные ассоциации и чувства. Для художника жизнь предметов рядом с  ним имела особый смысл. О каждом из них можно рассказать свою историю.

Так в 1973 году в обычном музыкальном магазине художник приобрел три инструмента: скрипку, гитару и мандолину. С тех пор они стали его натурой, постоянно завораживающей художника своими формами и необыкновенными возможностями. Почти, в каждом натюрморте, написанном в семидесятые и восьмидесятые годы эти музыкальные инструменты так или иначе присутствуют.

"Мальчишки", 1966 г.

30 апреля 2006 года в Голубом зале Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств состоялась выставка из фондов музея " Предмет и натюрморт. Наследие Е.Е.Моисеенко", на которой экспонировались натюрморты художника и инсталляции. Основу экспозиции составили натюрморты, которые Моисеенко писал постоянно. Композиции из предметов или цветов существуют не только как самостоятельные произведения, но и присутствуют во всех его картинах и портретах, неся на себе смысловую и эмоциональную нагрузку.

В творчестве выделяются произведения, посвященные теме детства. Художник раскрывает состояние юношеского восторга перед жизнью, природой, его живопись, светлая, мажорная, удивительно тонко передает вибрацию света и воздуха.

Среди произведений, посвященных Великой Отечественной войне наиболее пронизанной эмоциями стала картина «Победа». Радость и утрата – вечные спутники окончания войны. Рядом  ликование, тяжесть утраты, все это – победа. Два солдата в центре холста – живой памятник. Эта картина – воспоминание о самых мучительных днях войны, о ее последних шагах, когда невыносимо трудно, нелепо умирать. Когда солдат вручает как память свою уходящую жизнь.

Начиная с 1970-х годов Моисеенко обращается к  теме  «Голгофа»      через призму М. А. Булгакова, о чем  написаны несколько небольших работ, связанных с Христом, его последующими деяниями,  девой Марией.

В начале 1980-х годов художник начинает работу над темой, посвященной Пушкину. Моисеенко считается признанным художником-пушкинистом. Одна из последних работ Моисеенко посвящена умирающему поэту.

29 ноября 1988г. художник скоропостижно скончался. Похоронен Е.Е. Моисеенко на Литераторских мостках  Волковского кладбища.
Как дань памяти художника 25 августа в г.Буда-Кошелево была открыта картинная галерея им. Е.Е.Моисеенко, в которой находится единственное в  Республике Беларусь  полотно Е.Е. Моисеенко – этюд 1946 года.

"Пушкин в Михайловском", 1973 г.

Этюд, 1946 г.

ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 4
Землейстроительная служба
ЕГР
Интернет-ресурсы